Итоги международной выставки «Свет Миру» Открытие выставки «Свет Миру»
«Свет Миру»
итоги выставки
Открытие
выставки

В. Курбатов: «Утро навсегда» Л. Л. Ежов: «Православное искусство в жизни общества»
В. Курбатов
Утро
навсегда
Л. Л. Ежов
Православное
искусство в
жизни общества
А. В. Рындина: «Современная икона - икона в современности» Т. В. Барсегян (Куксинская): «Современная православная скульптура»
А. В. Рындина
Современная
икона - икона в
современности
Т. В. Барсегян
(Куксинская)

Современная
православная
скульптура
И. А. Кеслер: «Лицевое шитьё - искусство литургическое» Т. И. Бойцова: «Современная религиозная живопись»
И. А. Кеслер
Лицевое шитьё -
искусство
литургическое
Т. И. Бойцова
Современная
религиозная
живопись
Т. В. Барсегян (Куксинская): «Детское творчество» Интервью с Митрополитом Калужским и Боровским Климентом
Т. В. Барсегян
(Куксинская)

Детское
творчество
Интервью с
Митрополитом
Калужским и Боровским
Климентом
Вручение Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II памятной статуэтки «Святой апостол и евангелист Лука» Закрытие выставки
Вручение
Патриарху Московскому
и Всея Руси
Алексию II

памятной статуэтки
 
Закрытие
выставки
      ГЛАВНАЯ   |    ГАЛЕРЕЯ   |    КОНТАКТЫ   |    ВИДЕО   |    ENGLISH  
Л. Л. Ежов; заместитель председателя Оргкомитета Международной выставки православного искусства «Свет Миру», генеральный директор Центра развития православных ремесел «Русский Афон»
 
Л. Л. Ежов
заместитель председателя Оргкомитета
Международной выставки православного искусства «Свет Миру»,
генеральный директор Центра развития православных ремесел «Русский Афон»

Православное искусство в жизни общества
Россия переживает сегодня один из самых сложных и динамичных периодов своей истории. В течение жизни одного поколения происходит смена ценностных ориентиров и общественных идеалов. Стала более явно потребность в духовных ценностях – как в созидательной силе, без которой реформация жизни бессмысленна. Возрос интерес к отечественной духовной традиции и православной культуре.
   Как отмечал русский философ XX столетия И. А. Ильин, «...никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни добродетели, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. Все великое и священное идет изнутри». Поднять сам дух России и спасти страну от бездуховности может только Православие – идея, создавшая и воспитавшая русский народ.
   Построение жизни российского общества на основах православной культуры является жизненно важным для сохранения и духовного возрождения нашего Отечества. Если, по словам Д. С. Лихачева, культура превращает население в народ, нацию, то православная культура делает нашу страну Россией, дает народу духовный стержень и тысячелетнюю историю. Православное искусство при этом является зримым выражением православной культуры. Оно доступно пониманию каждого и является формой религиозного просвещения, ненавязчиво знакомя зрителей с «умозрением в красках». Это то, что требуется сейчас для знакомства молодежи с основами православной культуры.
   Понятие «православное искусство» подразумевает не только сакральные образы икон, фресок и богослужебную утварь. Оно распространяется на все культурное пространство, которое окружает современного человека, на среду его обитания. Православное искусство свидетельствует о красоте, глубине Православия и творческом потенциале России, о Христе как об Истине, утверждает правду о жизни и смерти, о праведности и грехе, о смысле бытия. Его целью является нравственное совершенствование нашего общества.
   Православное искусство должно быть ориентировано не только на священнослужителей и прихожан храмов, а на все российское общество, на всех людей, которые причастны к русской культуре, потому что русская культура по большому счету является культурой православной. Такой подход позволяет подарить современному русскому человеку общее культурное пространство, объединить русских России и Зарубежья на основе вековых традиций русской культуры и духовности.
   Православное искусство является культурным фундаментом и связующим элементом российского общества. Корни архитектуры, древнерусского градостроительства, музыкальной культуры, живописи, скульптуры, книгопечатания находятся в христианстве. Сейчас общество возвращается к своим православным истокам. Растет интерес к византийской и древнерусской культуре. Все больше молодых людей ищут себя в православном творчестве.
«Христос Пантократор». А. Крестовский, Д. Лисиченко, А. Рогов.
Мозаика
«Христос Пантократор»
А. Крестовский, Д. Лисиченко, А. Рогов
Мозаика
В широком смысле православное искусство является антитезой современному коммерческому искусству. Это исторически сложившееся и понятное миллионам искусство, сохраняющее традиции и духовность российского общества, в отличие от хорошо организованного «прогрессивного» и «детабуизированного» коммерческого искусства, проповедующего терпимость к пороку и рассчитанного на «продвинутых» людей. Православное искусство должно быть интересным и привлекательным для молодежи. Оно никоим образом не должно считаться периферией современного искусства, в отличие от «мэйнстрима» – подражания Западу.
   Противоречие этих двух культур имеет глубокие корни. После уничтожения социалистического типа общежития российское общество оказалось перед необходимостью выбора дальнейшего пути развития: либо придерживаться традиционных для России морально-этических ценностей, либо идти путем прагматическим, по западному образцу, строящемуся на рационализме и примате материальных ценностей. Сегодняшняя ситуация в России – это драматический конфликт неспособности втиснуть высокодуховную в основе своей русскую культуру и мягкую созерцательность православного человека в рациональные рамки динамичной западной цивилизации. При этом православное искусство оказывается на переднем плане этого конфликта. Принятие или непринятие православной культуры означает принадлежность к тому или иному лагерю. Православное искусство может стать объединяющей идеей для тех, кому дороги российские история и традиции. В этом состоит его величайшая роль для современной России.
   Стабильность российского общества и его будущее во многом зависят от выбора культурно составляющей развития страны. Православное искусство предлагает опираться на 2000-летнюю культуру православия, альтернативная культурная традиция основывается на приоритетах общества потребления и, зачастую, отторжении традиционных ценностей. Оба эти направления с трудом совместимы. При этом современное «общечеловеческое» искусство крайне агрессивно, оно заявляет о себе с экранов ТВ и рекламных плакатов, со страниц журналов и из выставочных залов. Православное традиционное искусство при всем своем огромном творческом и изобразительном потенциале мало заметно в российском обществе и в средствах массовой информации. Равное сосуществование этих двух систем мировосприятия с учетом их антагонизма вряд ли возможно. Речь идет о приоритете одной из них в современном искусстве и современном обществе. В течение длительного времени западный подход вытеснял из культурного пространства нашего общества традиционную православную культуру. В последние годы интерес к ней значительно вырос.
«Святой архидиакон Стефан». О. Штыхно
«Святой архидиакон Стефан»
О. Штыхно
С это проблемой сталкивается не только Россия. Православные Сербия, Греция и другие страны с самобытной культурой чувствуют на себе «просветительскую» деятельность Запада. Но в Греции традиции Православия не прерывались, в школах ведется преподавание Закона Божьего, а вера в Святую Троицу зафиксирована в Конституции. Греческое общество всячески сопротивляется предпринимаемым объединенной Европой попыткам секуляризации образования и открытия Святой горы Афон для туристов. В России ситуация значительно острее, учитывая переходный период после болезненного для многих краха коммунистической идеологии. И от того, на образцах какой культуры будут воспитываться наши дети, зависит, в каком обществе они будут жить.
   Идущая сейчас идеологическая война является войной образов. Она усилилась после завершения холодной войны и ведется незаметно и эффективно. Войны всегда ведутся с помощью самой современной технологии, которой располагает соответствующая культура. В рекламных клипах, журналах и многом другом нашему обществу предлагаются отупляющие образы «красивой жизни». Стоимость этой рекламы, а фактически – бюджет информационного наступления против традиционных ценностей, составляет миллиарды долларов.
   Этой агрессии образов «западного процветания» противостоят святые образы, с которыми Русь живет и спасается 1000 лет, и традиции русского народа. Важная роль здесь принадлежит православному искусству, которое также держит оборону самобытности нашей страны.
   Западные специалисты по информационным войнам высоко оценивают роль православного образа в противостоянии двух культур. Канадский ученый М. Маклюен писал: «Русским достаточно адаптировать свои традиции восточной иконы и построения образа к новым электронным средствам коммуникации, чтобы быть агрессивно эффективными в современном мире информации. Идея образа, которую с огромным трудом пришлось осваивать Мэдисон Авеню (центру мировых СМИ), была единственной идеей, которой располагала русская пропаганда. Русские не проявили в своей пропаганде никакой изобретательности и работы воображения. Они просто делали то, чему их учили религиозные и культурные традиции, а именно – строили образы». Следует согласиться с тем, что, если при соблюдении традиций православного искусства мы проявим больше присущего современной культуре умения доносить свои образы до широкого зрителя, привлекательность традиционного искусства и его влияние на мировоззрение значительно увеличатся.
   Первая международная выставка православного искусства «Свет Миру» показала, что Святые Образы сейчас востребованы не только православной общественностью, но и широкими слоями российского общества. Выход православного искусства в крупнейшие выставочные залы страны показывает, что оно начинает занимать достойное место в культурной жизни народа. Такие выставки должны стать культурной традицией нашего общества.
«Святой архидиакон Лаврентий». О. Штыхно
«Святой архидиакон Лаврентий»
О. Штыхно
Кроме периодических выставок православного искусства в настоящее время очень важно иметь место, где православные художники могли бы получить консультацию специалиста, представителя Церкви и выставлять свои работы. Таким местом мог бы стать Центр Православного искусства, который, по мнению участников выставки, должен объединить православных художников и искусствоведов под окормлением Русской Православной Церкви. Назрел вопрос о создании постоянно действующей обновляемой экспозиции лучших произведений современного православного искусства. Подобная выставка стала бы иллюстрацией курса «Основы православной культуры».
   Только когда современное российское искусство, будь то живопись или кино, станут восприниматься не как повторы западных образцов, а как самостоятельные произведения, выполненные в присущих нашему обществу традициях, у российского человека появится предмет гордости за свою культуру. Православное искусство должно стать предметом самоидентификации русского человека.
 

итоги выставок
Организаторы выставки:
Управление делами Московской Патриархии.
Фонд народных художественных промыслов РФ
ЦРПР «Русский Афон»,
Москва, Леонтьевский переулок, дом 7, офис 14.
тел:    +7 (495) 690-18-85,
факс: +7 (495) 695-62-23.
Выставочная компания "Ортодокс-Экспо"
тел:    +7 (495) 691-91-64,
факс: +7 (495) 695-62-23.
e-mail: info@orthodox-expo.ru
www.orthodox-expo.ru
http://www.orthodox-expo.ru/
orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства