ГЛАВНАЯ   |    ГАЛЕРЕЯ   |    КОНТАКТЫ   |    ENGLISH  
Итоги выставки «Православная миниатюра. Истоки и традиции»

Н. Ставицкая
ДУХОВНОЕ НАЧАЛО – ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Многие из тех, кто посетил выставку «Православная миниатюра. Истоки и традиции», сошлись во мнении, что недостаточно увидеть ее экспонаты один раз. Для того, чтобы в полной мере их оценить, прочувствовать рукотворную красоту, восхититься мастерством художников, ювелиров, надо побывать здесь несколько раз. Некоторые так и поступали. Выкраивали свободное время и приходили снова и снова.
   Восторженные отклики довелось услышать о работах Ирины Тарфеевой, ученицы Ирины Кеслер, обучающей мастериц золотному шитью в Патриарших мастерских «Со-действие». До чего же замечательны ее пасхальные яйца! А выполненная Ириной икона Божией Матери «Умиление»  настраивает человека на молитвенную сосредоточенность.
 Ирина Датиашвили– мастер, демонстрирующий дивное шитье на бархате жемчугом, бисером, полудрагоценными камнями с использованием афонского кружевоплетения. Ее пасхальное яйцо можно назвать уникальным.
   Подолгу рассматривали посетители и пасхальные яйца Марии Овечкиной.
Ирина Датиашвили. Москва. Пасхальное яйцо. Дерево, бархат, бисер, жемчуг, полудрагоценные камни, цветное стекло, кружевоплетение афонское, шитье
Ирина Датиашвили. Москва
Пасхальное яйцо
Дерево, бархат, бисер, жемчуг, полудрагоценные камни, цветное стекло, кружевоплетение афонское, шитье
Студия Марии Овечкиной. Москва. Пасхальное яйцо «Кремль». Дерево, темпера, лак, миниатюрная живопись
Студия Марии Овечкиной. Москва
Пасхальное яйцо «Кремль»
Дерево, темпера, лак, миниатюрная живопись
Не остались незамеченными представленные на выставке искусные копии с византийских крестов, который сделал хотьковский резчик по камню  Александр Савин  совместно с ювелирами  В. Ефремовым и Ю. Сахановым.
На современной  экспозиции: Галина Мягкова (справа), Ирина Тарфеева, Оксана Кириллова и Надежда Евневич (слева)
На современной экспозиции:
Галина Мягкова (справа), Ирина Тарфеева, Оксана Кириллова и Надежда Евневич (слева)

Фото Надежды Марковой
Нельзя было не обратить внимание на левый угол второго зала, где стоял оригинальный станок для ручного ткачества и висело множество вытканных поясов. Некоторые – с орнаментом, другие – с молитвами к святым (например, есть пояс с молитвой к святому царю страстотерпцу Николаю, другой пояс – с молитвой Кресту). Оказывается, сконструированный Надеждой Храмцовой станок является переносным. Его можно разобрать и перенести в другое место. На нем Надежда Николаевна плетет пояса, обучая этому своих учениц. Такие пояса – с молитвами к святым – ткали часто в монастырях. Эта традиция сохранилась в Прибалтике и в Полесье, а в России она почти была утрачена. Но Надежда Храмцова с другими православными энтузиастами прилагает много усилий, чтобы возродить ее. Надежда Николаевна преподает искусство ручного ткачества поясов в историко-художественном музее Сергиева Посада.
Мини-станок для ручного ткачества (переносной). Современная реконструкция Надежды Храмцовой. Сергиев-Посад
Мини-станок для ручного ткачества (переносной)
Современная реконструкция Надежды Храмцовой
Сергиев-Посад

Фото Надежды Марковой
Известная мастерская Гребенниковых из Великого Новгорода представила на выставку как миниатюрные иконы, так и уникальное книжное издание – «Акафист Пресвятой Богородице». Шрифт в нем – ручной работы. А иллюстрации принадлежат трагически погибшему летом прошлого года известному фотохудожнику Юрию Холдину, который десять лет жизни посвятил съемкам фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Он был президентом фонда «Фрески Руси» и сумел переосмыслить роль фотографии в раскрытии духовно-пластического мира религиозного искусства.
«Акафист Пресвятой Богородице». Мастерская Гребенниковых. Великий Новгород
«Акафист Пресвятой Богородице». Мастерская Гребенниковых. Великий Новгород
«Акафист Пресвятой Богородице»
Мастерская Гребенниковых.   Великий Новгород
Каждую субботу во время работы выставки проводился мастер-класс. Так в одну из суббот охотно делилась секретами своего мастерства известный мастер гобеленного ткачества Наталья Озерная, чьи произведения экспонировались на 200 художественных выставках.
Мастер-класс гобелена (ручное ткачество). Ведет Наталия Павловна Озерная
Мастер-класс гобелена (ручное ткачество)
Ведет Наталия Павловна Озерная

Фото Надежды Марковой
У Натальи Павловны свой подход, свой путь к гобеленам, которые, как мы знаем, издавна были распространены на Западе. Но там они в основном выполняли практическую функцию: например, служили перегородками в замках, или же гобеленовые ковры использовались кочевниками для утепления. В классических западных гобеленах позднего времени преобладала орнаментальность, а сюжет, что называется, терялся, растворялся в этом орнаменте. У нас, по словам художницы, в XIV-XV-XVI-XVII веках народ интересовало искусство, прежде всего имевшее духовное начало. В России было распространено древнерусское шитье, которое шло от фрески. И художественный язык Озерной тоже обращен к традициям древнерусской фрески. Красота силуэта, неперегруженность орнаментом – все это для нее очень важно. Абстрактных работ у Натальи Озерной нет. Все они рисованные, изобразительные.
Наталия Озерная готовится к мастер-классу ручного ткачества
Наталия Озерная готовится к мастер-классу ручного ткачества

Фото Надежды Марковой
На выставке православной миниатюры московская художница представила небольшие свои работы, изящные по цвету и выразительные по рисунку – «Старая башня», «Купола», «Свеча».
Н. Озерная. Москва. «Старая башня». Мини-гобелен. 2000 г. Ручное ткачество. Лён, шерсть. 20 x 24 см
Наталья Озерная. Москва
«Старая башня». Мини-гобелен
Ручное ткачество. Лён, шерсть
20 x 24 см

Фото Надежды Марковой

Уголок современной экспозиции:
наверху:
   Наталья Озерная.   Москва
   «Свеча».   Мини-гобелен
внизу:
   Ирина Тарфеева.   Москва;
   «Богоматерь Умиление».   Шитая икона
пасхальные «винтажные» яйца работы   Ирины Тарфеевой

Фото Нины Ставицкой
А вообще художница известна как создатель масштабных по размеру гобеленов «Русь», диптиха «Сергий Радонежский» (композиции «Восхождение» и «Благословение»), «Андрей Рублев и Даниил Черный», «Летописец Нестор», «Илья Муромец» и многим другим, которые проникнуты любовью к России, ее героям-подвижникам.
   – Гобелен – это ручное ткачество, – сказала она людям, пришедшим на мастер-класс. – Каждую ниточку надо протягивать вручную. Нужно подбирать их цвета и уметь находить плавные переходы.
   Кстати, многие искусствоведы отмечали, что произведения Натальи Озерной раскрывают ее блестящие колористические возможности.
   Художница принесла небольшие деревянные рамки, цветные нитки – льяныне, шерстяные, из люрекса, и все желающие смогли попробовать себя в этом непростом виде искусства. На вопрос кого-то из принявших участие в мастер-классе, как она пришла к православной теме, Наталья Павловна ответила, что в середине 80-х годов прошлого века, особенно в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, в обществе стал заметно расти интерес к истории нашей Родины и к Православию. Она тоже ощутила в своей душе этот интерес. А когда в 1992 году в Москве, в Центральном выставочном зале прошла выставка «Всему миру свет», оказалось, что очень многие художники, не сговариваясь, работали над образом преподобного Сергия Радонежского, в том числе и она. Причем никаких внешних побудительных причин не было – не было никаких заказов, но мастера работали по зову сердца, и это было похоже на Божий промысел. Когда спустя годы Озерной станут предлагать «денежные» работы (например, сделать гобелен с изображением сцены охоты), она откажется, потому что это ей неинтересно. Художница нашла свой путь, и сворачивать с него не собирается. Наталья Павловна стремится раскрыть на гобелене темы из истории Русской Православной Церкви, истории нашего Отечества. Закончив работу над образом великого русского полководца Александра Суворова, она принялась за работу над образом нашего выдающегося композитора Георгия Свиридова. Создатель «Истории Российского государства» Н. М. Карамзин писал, что история предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество. Именно для таких зрителей Н. П. Озерная – член Международного художественного фонда, почетный член Академии гуманитарных наук – и работает.
   С большим подъемом прошел мастер-класс, который проводили преподаватель Ирина Нилова и учащиеся воскресной школы при храме Живоначальной Троицы на Грязех. Три сестры Степановы – Оля, Наташа и Аня – показывали участникам выставки, как они научились во время занятий вырезать узоры на пасхальных яйцах, шкатулках, ложках, вилках и разделочных досках. Заготовки берутся из липы, потому что, по словам преподавателя по резьбе, это самое мягкое дерево. Вначале держать в руках нож или стамеску, или металлический уголок было боязно. Но со временем пришла уверенность – руки стали проворнее. И каждый раз, по признанию самой старшей сестры, 16-летней Ольги, во время работы рождается чувство радости, что ты творишь красоту. Свои поделки сестры дарят друзьям, крестным, а некоторые из их работ попадают на Пасхальные и Рождественские выставки, устраиваемые в храме. Кстати, поначалу в кружок резьбы по дереву приходили только девочки из воскресной школы, а затем вдруг стали появляться и мальчишки. Поэтому преподаватель Ирина Нилова решила один день в неделю заниматься с ними, а другой – с девочками.
Мастер-класс резьбы по дереву. Ведет Ирина Нилова. Воскресная школа Храма Живоначальной Троицы на Грязех. Москва
Мастер-класс резьбы по дереву
Ведет Ирина Нилова
Воскресная школа Храма Живоначальной Троицы на Грязех. Москва

Фото Нины Ставицкой
Кроме того, матушка Ирина Каледа – супруга настоятеля храма священника Иоанна Каледы – проводит занятия по золотному шитью, тоже вызывающему интерес у юных прихожан. И на выставке экспонировалась закладка для Евангелия, сделанная руками учеников воскресной школы.
   А резьба по дереву – ее техника, различные приемы – заинтересовала как пожилых посетителей выставки, так и молодых. Столько вопросов было задано специалисту в этой области Ирине Ниловой, которая, к слову сказать, закончила знаменитую Строгановку, получив специальность, которая в дипломе записана так: «реставратор мебели». Надо было видеть, с каким завидным упорством молодой москвич Евгений пытался «за один присест» освоить азы ремесла! Что ж, спустя двадцать минут доска в его руках «ожила»: на ней появился своеобразный рисунок.
 
итоги выставок
Организаторы выставки:
Управление делами Московской Патриархии.
Фонд народных художественных промыслов РФ
ЦРПР «Русский Афон»,
Москва, Леонтьевский переулок, дом 7, офис 14.
тел: (495) 690-18-85,
факс: (495) 202-62-23,
Выставочная компания "Ортодокс-Экспо"
тел.: +7 (495) 291-35-86,
факс: +7 (495) 202-62-23.
e-mail: info@orthodox-expo.ru
www.orthodox-expo.ru
http://www.orthodox-expo.ru/
orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства