Выставка «Православная миниатюра. Истоки и традиции» позволила выявить целый пласт произведений духовной культуры. Прежде всего на ней представлены предметы личного благочестия, находившиеся не в храмах и монастырях, а в домах и усадьбах. Для более удобного обозрения памятники были сгруппированы по видам материалов.
Основная часть экспонируемых памятников принадлежит двум собирателям – Андрею Игоревичу Мелашенко и Алексею Сергеевичу Жарикову. Эти люди не только увлеченно собирают предметы старинной духовной культуры, но и бережно их хранят и реставрируют. Ими были представлены произведения, объединенные одной темой – «Православная миниатюра в разных видах искусства». Временной охват и разнообразие оказались внушительными: от древних тельных крестов V века до живописных миниатюрных икон XX столетия. Дополнили выставку предметы из коллекций С. А. Астахова и Н. И. Давыдова.
Один из наиболее распространенных видов древнерусской миниатюры, представленной в экспозиции – меднолитая пластика XI – XV веков, в частности кресты-энколпионы, предназначенные для хранения святынь. Подобные кресты носились поверх одежды как «ясные показатели христианского крещения».
|
Крест-энколпион
Медный сплав, литье, эмаль
|
|
Наряду с иконами и панагиями, на Руси появились и трехстворчатые складни, конструкция которых была заимствована у византийских. Сохранилось свидетельство XVII века Павла Алеппского: «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается и, где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели».
Среди памятников медного художественного литья важное место занимают змеевики или, так называемые, наузы. Термин «змеевик» впервые применен в литературе XIX века по отношению к нагрудным иконам с изображением на лицевой стороне христианского образа, а на обороте человеческой личины в окружении змей, либо змееногой фигуры, вокруг которой часто помещался текст заговора. Змеевики с изображением святых воинов-мучеников предназначались «для благословления на войну».
Мир русского медного литья по праву может быть отнесен к национальному явлению культуры, он вобрал в себя и отразил лучшие иконографические образцы XI – XXI столетий, сохранив, зачастую, утраченные прототипы.
Еще один раздел экспозиции посвящен образцам деревянной пластики, представленной изделиями монастырских резчиков Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр, а также Соловецкого монастыря.
Здесь же мы можем увидеть деревянные резные кресты и иконы работы афонских мастеров оформлявших свои работы с ювелирной тщательностью. Особой виртуозностью исполнения поражает двусторонний крест XVIII века (из собрания А. И. Мелашенко).
Серебряные кресты-тельники XVII – XVIII вв., изготавливавшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера – Великом Устюге и Сольвычегодске отличаются особым узорочьем. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, получали завершение из мелкого речного жемчуга либо перламутра.
|
Крест-тельник
Конец XVII - начало XVIII века Серебро, литье, эмаль
|
|
В Древней Руси техника изготовления эмалевых икон получила название «финифть», что означает «светлый, блестящий камень». «Финифть есть род стекла ж, краскою напоенного» – писал в XVIII веке В. К. Тредиаковский.
На Седьмом Вселенском Соборе указывалось, что материал, избранный для иконы должен быть, независимо от вещества, прочен. Собор благословил писать иконы на стенах, и красками на досках, делать изображения на металле и на камне, и иными способами. И в этом смысле, давая всякому искусству послужить созданию икон, он благословлял и освящал всякий материал, различное мастерство и различные виды искусства.*
Выставка в полном объеме иллюстрирует эту идею, демонстрирует высокий художественный уровень, разнообразие форм, материалов и техник, отражая богатый мир православной миниатюры.
С. В. Гнутова, кандидат искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
* Об этом размышлял и писал великий иконописец XX столетия инок Григорий Круг в своей книге «Мысли об иконе» (Париж, 1978. С.18.)
|